ГЧП и ФКС: вместе, а не вместо

24.10.2013
ГЧП и ФКС: вместе, а не вместо

Близится начало нового года, а вместе с ним и вступление в силу нового закона о федеральной  контрактной системе.  Всего несколько недель отделяет нас от того момента, когда  в  действующем законодательстве произойдут серьезные изменения.  Эксперты полны оптимизма:  по предварительным оценкам введение новой системы позволит ежегодно предотвращать расхищение  одного триллиона рублей из госбюджета. Однако у новой системы есть и несколько недочетов.   Так, скорее всего, начало ее действия приведет к осложнению  практики  государственно-частного партнерства, так как у нового закона есть очень много точек соприкосновения с законом о ГЧП. Подчас разграничить  сферы действия этих двух системы будет и вовсе невозможно.

Такая путаница грозит не только  лишними  бюрократическими трудностями в работе государственных органов и компаний, но и потерей части прибыли для бизнеса, так как вполне очевидно, что   законодательная  неразбериха повлечет за собой  расторжения множества контрактов. (Соответствующие решения будут приниматься контролирующими органами или судом в случае, если  будут найдены доказательства того, что договор был заключен с нарушением закона). Для того  чтобы избежать этих неприятностей, бизнесу и госорганам  необходимо заранее разобраться во всех тонкостях  новых  правил.

Торгово-промышленная палата России посвятила   этому вопросу отдельное заседание, на котором представители   сектора ГЧП и   института госзакупок обсудили  его возможные решения.  Открывал  заседание вице-президент ТПП РФ  Дмитрий Курочкин, который подчеркнул, что, несмотря на все недостатки новой системы, возлагает на нее большие надежды. К слову, представители ТПП принимали непосредственное участие в разработке ФКС.  Тогда, как и сейчас, они полагали, что  система государственно-частного партнерства носит вторичный характер  и должна  гибко реагировать на потребности   экономики страны и введение нового закона.  В скобках  отметим, что данный механизм, к сожалению, не получил у нас широкого распространения, что  в конечном итоге и стало  причиной ослабления сектора госзакупок. Господин Курочкин  также подчеркнул, что  эти две сферы были созданы в дополнение друг к другу, а не  для  конкуренции.

Председатель ТПП РФ Павел Селезнев, выступавший вслед за своим коллегой, отметил три  самых важных задачи, которые сегодня стоят перед бизнес-сообществом и госструктурами.  Наиболее сложной является разграничение сферы госзакупок и ГЧП на основе  экономической  целесообразности. Далее необходимо будет произвести формирование   модели  конкурсного отбора и концессионных торгов по отбору концессионеров. О результатах этой деятельности мы узнаем   на днях из опубликованных  докладов участников заседания.