Малый и средний бизнес на госслужбе

30.10.2013
Малый и средний бизнес на госслужбе

Одной из главных правительственных целей последних лет является привлечение как можно большего числа представителей малого и среднего бизнеса к работе с заказчиками. Новая федеральная контрактная система четко демонстрирует, что именно на этих «малышей» власти намерены сделать главную ставку в будущем: под них отведено 15% всех госзаказов. Эксперты считают, что принятых мер явно недостаточно, и что необходимо разрабатывать и применять новые финансовые инструменты с целью повышения прозрачности процедуры торгов и размещения заказов.

К сожалению, в России до сих пор не научились использовать полезный опыт соседних стран. Компании–малютки приносят государству 20-25% ВВП, в то время как на Западе этот показатель составляет 70-80%. Однако участие малого бизнеса торгах не соответствует даже этому низкому показателю. Самыми главными препятствиями на пути реализации правительственного плана являются высокие административные барьеры и жесткая конкуренция. Среднегодовой объем заказов сегодня составляет 7 триллионов рублей. Из них на малый и средний бизнес приходится не больше 10%. Даже если небольшая компания и сумела пробиться на конкурс и получить контракт, из-за большого количества издержек, которые ждут ее на первых этапах, в дальнейшем она оказывается не в состоянии выполнить свои обязательства.

Большие объемы и суммы заказов также не упрощают им задачи. Напомним, что в соответствии с действующим законодательством большую часть контракта исполнитель должен реализовать за свой счет. С учетом этого «малыши» не могут претендовать на выполнение хотя бы четверти всех госконтрактов – основная доля приходится на крупные корпорации. Решить эту проблему можно несколькими способами. Самым простым, вероятно, является дробление госзаказов на несколько субзаказов. Параллельно необходимо повышать прозрачность процедуры торгов и работать над улучшением предпринимательской среды в целом. Кончено, даже в идеальных условиях будут существовать заказы, не соответствующие сфере интересов малого и среднего бизнеса. Но все же большинство из них с точки зрения возможности участия в конкурсе и исполнения контракта должны подходить для небольших компаний.

При этом некоторые эксперты считают, что рынок госзаказа в России далеко не так однозначен. Часто крупные компании, выигравшие в конкурсе, привлекают для реализации контрактов небольшие фирмыв качестве субподрядчиков. К сожалению, государственная статистика не располагает данными относительно процентного соотношения таких исполнителей, но есть данные, которые указывают на то, что их доля достаточно велика, а это значит, что в целом участие малого и среднего бизнеса в госзакупках все же превышает официальные 10%.