Новая система госзакупок лекарств ставит новые задачи

13.11.2013
Новая система госзакупок лекарств ставит новые задачи

Новый год принесет с собой глобальные изменения в сфере госзакупок. Возможно, чувствительнее всего на новую систему отреагирует закупка лекарственных средств. Сейчас в России зарегистрировано более 18 тысяч разнообразных медикаментов. И пока остается непонятным, сможет ли федеральная контрактная система исправить недостаки присущие старому федеральному договору в этой отрасли.

По мнению некоторых ведущих медицинских специалистов, с вступлением в силу нового закона понизится и качество оказываемых в стране медуслуг. Такое отношение сложилось из-за того, что новые правила подразумевают выбор лекарств на основе одного единственного критерия – их цены. Это приведет к тому, что пациентским организациям вскоре придется закупать только дешевые версии препаратов, а дешевизна не всегда является показателем эффективности лекарства. В результате льготники, для которых, собственно, и производится закупка средств, будут вынуждены покупать более дорогие медикаменты, но уже за свой счет. Это достаточно накладно, если речь идет о лечении жизнеугрожающих болезней: диабета, онкологии.

В настоящий момент 94-ФЗ предусматривает около 30 правил, определяющих порядок закупки лекарств. Причем в зависимости от региона они могут серьезно отличаться и более того, интерпретироваться каждым из участников процесс по-своему. В этих тридцати схемах предусмотрена как закупка самых дорогих, так и самых дешевых лекарств. Конечно, врачи понимают необходимость наведения порядка в системе, особенно важно регламентировать сферу долгосрочного планирования, отмечают они, но не за счет здоровья и кошелька пациентов.

Несомненным положительным изменением в области госзакупок станет возможность публичного обсуждения торгов. Сегодня добиться этого почти невозможно, и фактически все полномочия сосредоточены в руках одного ведомства – бюджетодержателя. Из-за этого происходят различного рода злоупотребления, в некоторых регионах наблюдается постоянная борьба больниц с минздравами за закупку нужных лекарств. Публичное обсуждение закупок должно помочь сторонам найти консенсус и по-максимуму использовать возможности бюджета. Конечно, первое время будет нелегко, так как в России общественные институты еще не до конца созрели, но теперь, по крайней мере, у них будет мощный стимул для развития.

Отметим еще один важный момент, а именно: нехватку средств на предоставление государством хоть каких-то гарантий. Новый закон по-прежнему оставляет вопрос качества лекарств открытым. То есть принцип закупок лекарств будет прежним: закупка будет производиться по т.н. МНН (международным патентованным наименованиям).

Вполне возможно, что в дальнейшем появятся подзаконные акты, изменяющие порядок вещей. Сейчас на руках у законников есть лишь «костяк» закона. Первым на очереди на принятие министрами стоит Перечень лекарственных препаратов, закупаемых по торговым наименованиям. Он будет принят до Нового года. Участники торгов ждут и более детально прописанных правил по форме закупок, и новых ограничительных перечней.