Госкомпании ранжировали по уровню противодействия коррупции на госзакупках

02.12.2013
Госкомпании ранжировали по уровню противодействия коррупции на госзакупках

Несмотря на многочисленные заявления правительства о необходимости борьбы с коррупцией и мошенничеством и  на стремление сделать систему госзакупок более открытой, госкомпании не спешат вставать на путь истинный. К такому выводу пришли эксперты Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси интернешнл – Р». Все надежды на новый закон о контрактной системе, который должен встряхнуть сферу госзакупок и повысить конкуренцию между ее участниками.

«Трансперенси интернешнл – Р» опубликовал результаты двух опросов, посвященных изменениям в сфере госзакупок. В исследовании принимали участие шесть крупных госкомпаний, работкам которых предложили оценить общую прозрачность госзакупок в организациях и соблюдения правил, направленных на предотвращение мошенничества в данной отрасли. Самой образцовой компанией по результатам опроса оказалась госкорпорация «Росатом», больше всего недочетов было выявлено в работе «Внешэкономбанка» и «Фонде содействия развитию ЖКХ». Для того чтобы составить рейтинги, эксперты использовали балльную систему оценки особенностей управления, корпоративной политики и прозрачности деятельности организаций.

Общий вывод, сделанный специалистами, гласит, что большая часть госкомпаний по-прежнему пренебрегает установленными правилами. Например, вопреки требованиям закона, большинство госкомпаний отказываются от найма работника, в чьи обязанности входит отслеживание возможных нарушений при проведении госзакупок. В лучшем случае выполнение этих обязанностей берут на себя специалисты службы безопасности. Другие нарушения. В 60% случаев на сайтах госкомпаний отсутствуют разделы, посвященные борьбе с коррупцией. В пяти из шести проанализированных организаций нет специальных комиссий, занимающихся разрешением конфликтов интересов.

«Росатом» является единственной на сегодняшний день компанией, в которой работает т.н. совет по прозрачности. Его членами являются не только топ-менеджеры компании, но и обычные граждане, не имеющего никакого отношения к работе организации (общественные деятели, журналисты, независимые эксперты и т. д.).

Таким образом, политика прозрачности, борьба с мошенничеством и коррупцией для большинства государственных компаний так и остаются просто словами. В последние месяцы мы можем наблюдать, как в СМИ растет число публикаций, посвященных вопросу госзакупок. Однако предположить, что ситуация в данной сфере качественно изменилась, было бы неправильно. Размеры коррупции по-прежнему поражают воображение. Даже самые крупные госокомпаний, которые должны подавать остальным пример, не соблюдают установленных требований.