Почему новый 44 ФЗ в ФАС считают провальным

09.12.2013
Почему новый 44 ФЗ в ФАС считают провальным

Кабинет министров  считает  новую федеральную контрактную систему с нормативной точки зрения более или менее  готовой к запуску в следующем году. Однако ФАС не спешит разделять оптимистический настрой правительства.

Одним из главных недостатков ФКС является очень низкий порог гозсаказа, который отделяет две формы проведения госзакупок друг от друга: аукционную и конкурсную. Это всего лишь 150 миллионов рублей. При этом именно крупные и дорогостоящие контракты нуждаются в соблюдении максимальной прозрачности и чистоты сделки. С 2014 года заказчики, выставляющие заявки на большую сумму, смогут просто признать свой конкурс несостоявшимся и заключить контракт с единственным, выгодным им поставщиком. Особую опасность новые правила представляют для двух сфер: строительно-монтажных работ и приобретения высокотехнологичного оборудования. Как правило, именно в них выставляются самые большие цены. Чтобы не дать мошенникам шанса установленный лимит необходимо срочно поднять, хотя бы до 3 миллиардов рублей.

Еще одна причина протеста ФАС против принятия 44 ФЗ заключается в продолжении использования бумажного формата проведения госзакупок, хоть и для частично ограниченного числа сделок. Бумага, в отличие от электронного варианта госзакупок, не дает никаких гарантий соблюдения правил. Она сопряжена с закрытостью системы и чревата массовыми нарушениями как на стадии хранения, так и вскрытия конвертов. «Бумажный формат – это абсолютный атавизм в 21 веке, и следует сделать все, чтобы он как можно скорее отошел в прошлое,» - говорят в ФАС. В скобках отметим, что многочисленные международные соглашения также обязывают Россию полностью перейти на электронные аукционы. Например, соглашения в рамках Таможенного союза обязует стороны отказаться от старых методов. Сейчас, при подготовке 44 ФЗ у нас есть реальная возможность выполнить это условия. Но пока т что правительство продолжает придерживаться старых методов, хоть и признает справедливость критики по данному пункту.

А вот с другим замечанием ФАС глава кабинета министров о повышении порога в 150 миллионов рублей соглашаться отказывается. В этом споре его поддерживают и главы регионов, ссылаясь на то, что перевод большей части госзакупок на электронные аукционы грозит значительной потерей в качестве исполнения контрактов и срывами в сроках проведения работ. «Не во всем можно отталкиваться только от ценовых показателей. При заказе строительных работ намного важнее, чтобы объекты были возведены в соответствии с нормами и сданы вовремя,» - заявил первый вице-премьер России Игорь Шувалов. А премьер Дмитрий Медведев рассудил, что лучше дать ход закону в том виде, в котором он существует, и посмотреть, к чему это приведет, чем срочно что-то менять. В конце концов, всегда можно скорректировать нормативную базу по ходу выявления ее недостатков.