Мнение экспертов: в контрактной системе много неисполнимых норм

11.12.2013
Мнение экспертов: в контрактной системе много неисполнимых норм

Федеральная контрактная система, которая вступит в силу в следующем году, должна решить многие вопросы. Например, она принесет с собой планирование закупок и оценку исполнения контрактов. Для России это, безусловно, серьезный сдвиг с мертвой точки. К абсолютным плюсам новой системы также можно отнести возможность изменения параметров контракта при его исполнении, создание реестра банковских гарантий, новые антидемпинговые меры. Тем не менее, по словам экспертов, новый 44 федеральный закон по большому счету неисполним и до сих пор пестрит множественными пробелами.

Приведем несколько примеров. Первым и самым очевидным неисполнимым требованием является получение к 2016 году служащими, которые имеют прямое отношение к госзакупкам, специального высшего образования. Решение, вроде бы, правильное, но поскольку к разработке такой образовательной программы у нас еще даже не приступали, едва ли ему будет суждено сбыться.

Идем далее. Полным противоречий является и раздел, посвященный борьбе с демпингом. С одной стороны, новые правила позволяют повышать размер обеспечения контракта в случае, если поставщик занижает цену на 25% и более. С другой, в подготовленном проекте постановления о методике оценке заявок черным по белому написано, что выставление низких цен дает подрядчикам право получать более высокие баллы. И если раньше получить 100 баллов мог только участник, предложивший цену 0 рублей, то сегодня - любой, кто заявит самую низкую стоимость. Все это очень согласуется с пословицей: одной рукой дает, другой забирает (один подзаконный акт позволяет бороться с демпингом, другой направлен на его стимулирование).

Еще один неразрешенный вопрос связан со строительством. Напомним, что в новой системе небольшие строительные контракты будут разыгрываться путем электронных торгов (небольшие – значит, не более 150 миллионов рублей для Москвы и Санкт-Петербурга и не более 50  миллионов для всех остальных городов). Это решение на первый взгляд тоже кажется вполне разумным, но есть в нем одно «но» - отсутствие положения о предквалификации. В пока еще действующем законе он есть, а в новом нет. Напомним, что за этим сложным термином кроется достаточно простая процедура проверки участников на наличие необходимого опыта. Действительно, в погоне за ценой как бы не забыть спросить потенциальных исполнителей, какие аналогичные работы они выполняли в прошлом.

И это далеко не единственные ляпы, которые встречаются в новых документах. Количество неточностей, противоречий, недочетов растет буквально с каждым часов, и это не удивительно, учитывая то, с какой скоростью правительство вынуждено производить наполнение новой контрактной системы. В связи с этим все громче звучит вопрос: почему нельзя было продолжить совершенствование старой системы? Зачем нудно было пускать во все тяжкие с подготовкой новой законодательной базой и создавать заведомо невыигрышные условия для ее корректировки?