Банкиры: отмывание денег все чаще имеет отношение к госзакупкам

13.12.2013
Банкиры: отмывание денег все чаще имеет отношение к госзакупкам

Национальный платежный совет провел исследование поведения банковских клиентов. Работники НПС опросили более ста отечественных банкиров, чтобы узнать самые популярные механизмы отмывания денег и масштаб данных операций в России. Результаты опроса были переданы для дальнейшего изучения в Центробанк и Росфинмониторинг.

Если верить словам банковских специалистов, пока борьба властей с мошенниками в банковском секторе успеха не возымела. Риски остались прежними, уверены более 60% респондентов. Зато предпочтения банковских клиентов претерпели качественное изменение. Теперь в первую тройку преступных схем входят услуги по отмыванию незаконных доходов госслужащих. В то или иной степени иметь с ними дело приходится 69% банкиров, что почти в два раза больше, чем в прошлом году.

Сотрудники центра размещения госзаказов подтверждают, что, число сомнительных госконтрактов сильно увеличилось за последний год. Видимо, это связано со вступлением в силу 44 федерального закона о федеральной контрактной системе и многочисленными изменениями, которые он повлечет за собой. Чиновники напуганы тем, что в будущем они уже не смогут свободно использовать деньги из бюджета себе во благо и теперь торопятся «подзаработать», пока еще есть время, считает директор Института анализа предприятий и рынков Высшей школы экономики Андрей Яковлев. Всего благодаря переходу к новой системе госзаказа правительство намерено сэкономить не менее 20% экономии (т.е. 1 трлн. рублей).

Действующий закон оставляет большинство вопросов по подготовке ТЗ и исполнению госконтракта открытыми. Фактически каждый заказчик сегодня имеет возможность решать их на свое усмотрение. Новый 44 ФЗ регламентирует всю процедуру, а не только ту часть, которая касается размещения госзаказу. Чиновникам придется раскрывать больше информации о конкурсах и, например, извещать о том, что закупка будет произведены у единственного участника торгов. Тем не менее, самый большой недочет нынешней системы новый закон не исправляет – главной формой закупок по-прежнему останется конкурс, который находится в сильной зависимости от личных предпочтений чиновников. В этом плане новая система вызывает достаточно много нареканий, считает Яковлев.

Деньги, которые получают госзаказчики нелегальным путем, необходимо отмывать. Для этого банковские клиенты прибегают к классическим схемам с выводом средств в оффшоры. Для того чтобы не привлекать внимания финансовой полиции, цепочки, по которым средства выводятся из России, удлиняются до предельного максимума, комментирует ситуацию начальник юридического отдела Кредпромбанка Мария Крючкова. Если же говорить о превентивной работе банков, то здесь все очень неоднозначно. Мошенничество достаточно просто обнаружить в случае закупки товаров и практически невозможно, если речь идет о закупке услуг. Самый главный инструмент в борьбе банков с мошенниками – это выдача банковских гарантий. Однако анализ, который предваряет выдачу гарантий, почти никогда не позволяет раскрыть бенефициары сделки. Даже самый тщательный анализ в случае обращения участника за кредитом не позволяет проверить все данные, а это значит, что банки просто не могут видеть полную картину.