Госструктурам откроют доступ на биржи для закупок горюче-смазочных материалов

23.12.2013
Госструктурам откроют доступ на биржи для закупок горюче-смазочных материалов

Госструктурам снова откроют доступ к биржевым торгам: со следующего года ни смогут приобретать топливо и различные нефтепродукты не только посредством госзакупок. Биржевики верят, что эта мера позволит повысить эффективность расхода бюджетных средств, но сами госчиновники полагают, что топливо, приобретенное на бирже, будет обходиться казне намного дороже.

Более подробно о готовящейся реформе можно прочитать на сайте Санкт-Петербургской товарно-сырьевой биржи. Там же можно ознакомиться и с положениями, действующими в настоящее время. Напомним, что сейчас Минобороны, РЖД, Минсельхоз, разнообразные ФГУПы не имеет возможности приобретать горюче-смазочные материалы на биржах, как это делают коммерческие предприятия. Все сделки строго регламентированы и проводятся согласно 94 ФЗ о закупках. Принятие нового федерального закона дало возможность властям изменить положение вещей. Согласно заявлению главы санкт-петербугской товарно-сырьевой биржи Алексея Рыбникова, соответствующее поручение правительства уже подготовлено – дело за малым.

Понятно, что главными бенефициарами этих изменения станут сами нефтяные компании и брокеры, которые получат новых клиентов. А вот в том, что касается выгоды для госструктур, то здесь все обстоит несколько сложнее. Скорее всего, единственным плюсом для чиновников в новом раскладе станет отсутствие необходимости отчитываться за свои действия.

Поясним. Цена на топливо на бирже не является предметом постоянного контроля государства: сделки здесь и без того прозрачны. Плюс ко всему они полностью анонимны: до момента заключения договора ни покупатель, ни продавец не знают, с кем им приходится иметь дело. Это приводит к тому, что коррупционные схемы на бирже просто не приживаются, чего нельзя сказать о государственных торгах. Не секрет, что именно топливный сектор госзакупок вызывает сегодня наибольшие опасения у специалистов. Многие топливные тендеры проходят с нарушением правил и обладают признаками сговора и намеренного завышения цен.

С другой стороны, может статься, что топливо с биржи будет обходиться казне значительно дороже горюче-смазочных материалов, приобретенных посредством госзакупок. По крайней мере, так говорят сами чиновники и не спешат переходить на более прозрачную схему. В конце концов, главное для казны – это цена, а не механизм, поясняют в РЖД. До тех пор, пока госзакупки будут позволять закупать топливо по цене ниже рыночной, они будут в приоритете у наших сотрудников.

Одной из первых компаний с государственным участием, перешедшей на биржевую схему закупки топлива, стал Аэрофлот. Руководство организации производит закупки авиатоплива на бирже с 2008 года и вполне довольно ценой на этот ресурс. Проблемы работы на бирже кроются вовсе не в стоимости топлива, говорят в головном офисе, а в отсутствии хорошо проработанных механизмов, из-за чего в поставках горюче-смазочных материалов часто возникают перебои.