Госзакупки получат новый рейтинг

27.01.2014
Госзакупки получат новый рейтинг

Правительство рассматривает возможность оценки государственных заказчиков по уровню прозрачности их торговой деятельности. На прошлой неделе министерство экономического развития обнародовало методику составления рейтинга прозрачности госзакупок. В качестве критериев оценки предлагается использовать такие показатели как наличие внутреннего регламентирования процедур и возможности для проведения честных и прозрачных тендеров, эффективность расхода средств, отсутствие конфликта интересов и коррупционных составляющих. Итоговая оценка компании во многом будет зависеть от наличия специального отдела, контролирующего закупочную деятельность предприятия, доли тендеров, проведенных посредство конкурентных процедур. По мнению независимых экспертов, данные критерии являются не более, чем формальными.

Новый     рейтинг будет составляться дистанционно посредством анализа информации из публичных источников. Шкала будет содержать около десяти уровней. На основе полученных результатов будет составляться контактный рейтинг, который подразумевает проведение более глубоких исследований, в том числе анализа закрытых документов госкомпаний и интервью с сотрудниками закупочных отделов.

Напомним, что согласно «Национальному рейтингу прозрачности госзакупок» чуть менее трети всех закупочных процедур в стране имеют статус непрозрачных. Это значит, что почти 5 триллионов рублей ежегодно расходуется неэффективно и неконтролируемо. Несмотря на то, что в этом году закупочная деятельность получила более жесткое законодательное регулирование, эксперты не спешат праздновать победу. Какими бы инновационными ни были меры, принятые правительством, госзакупки по-прежнему остаются одной из самых темных зон в российской экономике.

Новый порядок организации тендеров с заблаговременным извещением о проведении процедуры все еще является неэффективным. Информации, которую заказчики обязаны предоставить участникам и контролирующим органам, зачастую просто не хватает, чтобы сделать правильные выводы. Например, госкомпании любят оставлять вопрос стартовой цены открытым, лаконично указывая в графе сведения о стоимости «Сведений нет». Закон обязует их отчитываться лишь о самом товаре (услуге, работе) и его количестве (объеме). Переход на новую контрактную систему закупок для данной категории заказчиков является добровольным, то есть, фактически существуя в новых реалиях, они могут продолжать работать по старым правилам. И едва ли возможность получения низких государственных рейтингов станет для них хорошим стимулом. Так что изменится?