Изменения в системе госзакупок пока не дали ожидаемых результатов

18.02.2014
Прошло уже больше месяца с того момента, как вступили в силу поправки к закону, регламентирующему систему госзакупок. Но количество поданных по новым правилам заявок меньше, чем ожидалось. Так, за период времени с 1 по 31 января 2014 года, сумма всех заключенных договоров по правилам контрактной системы составила всего 2 млрд. рублей. Как показало время, всего 10% закупок проводятся по-новому. В тоже время чиновники 90% закупок продолжают оформлять по старинке. Чиновников в новых правилах пугает введение таких процедур проведения закупок как конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс и т.д.

Антон Емельянов, генеральный директор «Единой электронной торговой площадки», в разговоре об особенностях работы в контрактной системе отмечает, что подобные процедуры были введены для того, чтобы как можно качественнее исполнялись сложные заказы, которые при стандартных условиях выполнить проблематично, а если и возможно, то наверняка с какими-либо нарушениями. Так, с затрагиванием новых процедур будут проводиться заказы, касающиеся  нетипового, масштабного строительства различных объектов, инженерных сооружений, также с применением нововведений будут проводиться закупки сложного научно-исследовательского оборудования и др.

В качестве примера можно привести конкурс с ограниченным участием. Применений этой процедуры всего лишь означает, что правительство может в условиях закупки устанавливать дополнительные требования к исполнителю того или иного заказа. Например, необходимы сотрудники определенной квалификации, или предполагается наличие отдельных финансовых ресурсов, или же требуется наличие неспецифического оборудования. Процедуру двухэтапного конкурса предполагается использовать для заключения контрактов в сфере  научно-исследовательской деятельности. Это означает, что заказчик может вносить какие-либо коррективы во время проведения конкурса, например, уточнять характеристики объекта закупок. Двухэтапный конкурс пригодится  при проведении исследований, для проведения аукциона на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции и др.

Стоит отметить, что, по подсчетам Андрея Черногорова, генерального директора Электронной торговой площадки Газпромбанка, сейчас в виде аукционов проводится порядка 99% всех сделок, в то время как в прошлом году всего около 80% от общего числа контрактов, и около 50% - по объему.

Пользователей новой системы государственных закупок в первую очередь пугает то, что по новым процедурам, в отличие от простых аукционов, проводимых на электронной площадке, нет на настоящий момент никакой правоприменительной практики а также отсутствуют разъяснения исполнительной власти. Сложности вызывает также и то, что участник самостоятельно не может определить свою принадлежность, либо к субъектам малого предпринимательства, либо к организациям инвалидов и т.д. В тоже время на сегодняшний день не существует перечня документов, которые бы подтверждали право участника закупки на получение различных преимуществ.

Несмотря на все трудности, принятые нововведения начинают потихоньку входить в систему госзакупок. Так как ФКС работает без сбоев, взаимодействие заказчиков с новыми формами госзакупок будет неуклонно развиваться.