Процедура обществнного обсуждения в контрактной системе не совершенна и требует доработки

31.03.2014
Закон 44 – ФЗ о  контрактной системе в настоящее время продолжает развиваться. На данном этапе заказчики получают довольно большую свободу. Но есть такой инструмент, как общественное обсуждение, который призван ограничивать безмерные стремления заказчиков.

Такая  процедура, как общественное обсуждение, касается закупок, сумма которых превышает 1 млрд. рублей. Ее использование предполагает контроль над заказчиками. И в этом году ее применение становится обязательным. Стало известно, что уже сейчас комиссия при правительстве решила рассмотреть варианты ее совершенствования.

По предположениям Анны Золотаревой, научного сотрудника Института Гайдара, это связано  с тем, что процедура общественного обсуждения является основным элементом механизма, который должен регулировать госзакупки. По ее мнению, в настоящее время такие обсуждения выглядят полной профанацией. Так, например, в настоящий момент на сайте госзакупок находится 29 заявок. При этом большая их часть находится в стадии рассмотрения. Тем не менее, уже сейчас заметно, что по двадцати из них нет ни вопросов, ни комментариев. По пяти закупкам присутствуют лишь несущественные заметки к техническим вопросам. Причем, сделал их один и тот же эксперт. Это касается вопросов, связанных с возведением перинатальных центров по Московской области.

Эта процедура по четырем объектам проводилась одновременно, в одном месте, в присутствии одного и того же эксперта. Этот независимый эксперт из Национальной ассоциации института закупок в четырех протоколах оставляет лишь одно замечание, что государственные заказчики обязаны разместить планы – графики обязательного общественного обсуждения. И далее идет пометка о том, что о других замечаниях, предложениях, комментариях и вопросах со стороны участников процедуры общественного обсуждения информации нет. В этих протоколах присутствует перечень вопросов, которые действительно носят содержательный характер. Они повторяются от протокола к протоколу. К примеру, один из них затрагивает вопрос о проведении конкурса с ограниченным участием вместо электронного аукциона. Вопрос об ограничении конкуренции, при этом, не затрагивает каких-либо сложных технологических объектов, а касается лишь типовых зданий, для которых не предусматривается даже установка оборудования. Обсуждают то, что хотят обсуждать.

В более сложных случаях, нужна соответствующая профессиональная подготовка, знание многочисленных тонкостей  и требует гораздо больше времени. Участник общественного обсуждения в большей степени способен осуществить контроль за предметами роскоши, или скажем, высокой стоимости предметов широкого спроса.

Действительно, понять, почему перинатальный центр в Наро-Фоминске стоит 1,9 млрд. рублей, а в Щелково 1,8 млрд. рублей, могут только специалисты. Но они в обсуждении участия не принимают, вот и встает вопрос об ограниченном участии. Конкурс, получается, просто некому оценить.

В итоге можно заметить, что на фоне того, что процесс госсзакупок удалось сделать прозрачным, инструмент общественного контроля требует существенных доработок.