До 30 сентября 2016 года заказчики должны объявить все федеральные госзакупки

15.09.2016
До 30 сентября 2016 года заказчики должны объявить все федеральные госзакупки. На опубликованные позже названной даты заказы Министерство финансов не будет выделять средства. Исключение составляют закупки по решению президента и правительства, гособоронзаказ, закупки у естественных монополий и заказы, стоимость которых не превышает 100 тысяч рублей.

Как известно из данных сайта zakupki.gov.ru, общая стоимость объявленных госзакупок составила 3,7 трлн рублей. Из них было подписано контрактов на 3 трлн рублей. Для сравнения, в 2015 году по аналогичным открытым статьям было подписано договоров на сумму 5,4 трлн рублей. Из них на федеральный заказ припадает 1 трлн рублей и 2 трлн рублей с начала 2016 и за весь 2015 гг. соответственно. Как объяснил федеральный чиновник, в этом году общий объем госзаказа будет сопоставим с прошлогодним, но из-за роста доли закупок по линии гособоронзаказа его открытая часть будет меньше. Нужна банковская гарантия по госконтракту?

Ввиду больших объемов госзакупок и было принято решение о введении новых правил. Как объясняет заместитель руководителя Федерального казначейства Станислав Прокофьев, названные нормы ввели для повышения бюджетной дисциплины, нивелирования синдрома декабря и организации более равномерного поступления средств в экономику. А первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко в этом контексте подчеркивает, что, по подсчетам Счетной палаты, самые неэффективные траты приходятся именно на конец года. В некоторых случаях идет речь о трате до 25% годового объема средств на, может быть, важные, но не совсем эффективные закупки, которые, как правило, проводятся в конце года.

Таким образом, нормы о том, что все госзакупки, которые планируется оплатить из федерального бюджета, должны быть объявлены в срок до 30 сентября 2016 года, позволит аккумулировать, при условии сотрудничества Минфина с правительством, от 200 до 300 млрд рублей, отмечала глава Счетной палаты Татьяна Голикова.

Сами заказчики, в преобладающем большинстве, узнали о новом правиле летом, а готовиться к его исполнению начали в сентябре. Некоторые не знают о нем до сих пор, отмечают эксперты. Таким образом, данное нововведение отразится только на небольших заказчиках, тогда как для крупных закупщиков, которые в курсе законодательных изменений, новые нормы не являются препятствием. Эксперты предполагают, что действовать эта категория заказчиков будет по следующей схеме: до 30 сентября в Единой информационной системе будут размещены все планируемые до конца года заказы (извещение о закупке разрешено публиковать еще до получения бюджетных средств) со сроком подачи заявок до ноября-декабря 2016 года. Далее, в меру поступления средств, условия госзакупок будут корректировать, а в крайних случаях – удалять заказы.

Авторы нововведения, предусмотрев возникновение сложностей у госзаказчиков, прописали возможные механизмы подстраховки. Например, заказчик имеет право оставить 10% неиспользованного бюджета и далее размещать на эти деньги заказы, но при этом такие закупки необходимо будет согласовывать с главными распорядителями бюджетных средств, в первую очередь, с Федеральным казначейством. Для этого заказчику предстоит предоставить обоснование и попросить разрешение провести закупку по статьям-исключениям.

Как свидетельствуют данные Министерства финансов за январь – август, бюджет по расходам исполнен на 60%. А расходы по госконтрактам составили 908 млрд рублей или 38,9% от доведенных средств.

Таким образом, специалисты ожидают от нового правила расходов на госзаказ и обязательное казначейское сопровождение определенного эффекта. Очевидно, что стремление властей ужесточить бюджетную дисциплину – это отражение не только желания навести порядок, но и стремления сэкономить.