ФАС России подготовила доклад о состоянии конкуренции в РФ за 2012 год

22.04.2013
ФАС России подготовила проект «Доклада о состоянии конкуренции в РФ за 2012 год», который, в соответствии с требованиями ФЗ «О защите конкуренции», размещен на официальном сайте http://www.fas.gov.ru/analytical-materials/analytical-materials_30935.html

Напомним, что к полномочиям ФАС России относится контроль и надзор за тем, чтобы заказчики, уполномоченные органы, специализированные организации, операторы ЭТП, конкурсные, аукционные и котировочные комиссии соблюдали законодательство РФ и иные нормативные правовые акты о размещении заказов. 

В докладе приведены основные итоги проводимой в стране конкурентной политики.

В 2012 году в рамках размещения госзаказа было заключено 11 853 114 контрактов, из которых:
84 % – договора по закупкам малого объема;
6,8 % – контракты, заключенные с единственным поставщиком без проведения торгов;
5 % заключено по результатам аукционов в электронной форме;
2,9 % – по результатам торгов и запросов котировок для СМП;
3,8% – по результатам проведения запроса котировок;
0,4% – по итогам открытых конкурсов.

Общая стоимость заключенных контрактов по результатам проведения торгов в 2012 году составила 4 384 млрд. рублей, из которых: 
2 784 млрд. – суммы закупок малого объема (на 18 % меньше, чем в 2012 г.)

Число контрактов, заключенных по итогам аукционов в электронной форме возросло на 5,48%, а контрактов, заключенных без проведения торгов, снизилось на 8,01%.

Аукционы в электронной форме способствуют обеспечению равного доступа к участию в торгах и увеличивают количество лиц, которые хотят стать участниками размещения заказа по месту своего нахождения, что способствует эффективному расходованию бюджетных средств и развитию конкуренции на соответствующем товарном рынке.

ФАС России в течение 2012 года проведено 44 742 проверки, в т.ч. 476 плановых проверок и 11 526 внеплановых.
В ходе проведения проверок из общего числа проверенных заказов (197 449) в 17% случаев выявлены нарушения законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о размещении заказов.

По итогам плановых проверок выдано 77 предписаний об устранении нарушений.

По итогам внеплановых – 16 771 предписаний (на 2518 предписаний больше, чем в 2011 году), из которых:
- 4 177 предписаний выдано федеральным заказчикам и федеральным бюджетным учреждениям;
- 6 890 – заказчикам субъектов РФ, бюджетным учреждениям субъектов РФ;
- 5 627 – муниципальным заказчикам, муниципальным бюджетным учреждениям.

В 24 проведенных в 2012 году внеплановых проверках выявлены нарушения ч. 2.1 ст. 22 и ч. 3.1 ст. 34 Закона №94-ФЗ, связанные с установлением в конкурсной документации и документации об аукционе указания на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, приводящих к ограничению количества участников размещения заказа.

В 2012 году в органы ФАС России поступило 48 803 жалобы на действия (бездействия) заказчика, из которых:
- 34 232 – рассмотрено по существу;
- 14 022 – признано обоснованными;
- 218 жалоб – касались нарушения ч. 2.1 ст. 22 и ч. 3.1 ст. 34 Закона №94-ФЗ (указание на знаки обслуживания и пр.) 

Доля жалоб, признанных ФАС России обоснованными, практически не изменилась: в 2011 году – 42%, а в 2012 – 41%.
Однако стоит отметить, что участники размещения заказа стали чаще прибегать к административной процедуре обжалования:
- в 2012 году количество жалоб, поступивших в ФАС России, увеличилось на 29% по сравнению с 2011 годом;
- количество жалоб, рассмотренных по существу, увеличилось на 30%.В 2012 году ФАС России рассмотрела 13 638 уведомления о размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и в 624 случаях (4,5%) выявлены нарушения Закона №94-ФЗ.

Также рассмотрено 15 193 обращения о согласовании возможности заключения контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), из них 14 094 обращения (92%) согласовано.

Анализ работы по рассмотрению обращений заказчиков о согласовании возможности заключения контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) показал, что решение об отказе в согласовании принимается по следующим причинам:
- несоответствие конкурсной документации, извещения о проведении запроса котировок требованиям Закона о размещении заказов;
- установление в конкурсной документации, извещении о проведении запроса котировок неправомерных требований к участникам размещения заказа, к составу заявок.

Источник информации: ФАС России.