Госконтракты будут расторгать без судебной волокиты

20.05.2013
19 марта, на вечернем заседании Госдумы России был принят в первом чтении законопроект № 117991-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (в части дополнения оснований расторжения контракта односторонним отказом от исполнения обязательств, предусмотренных контрактом). Законопроект был внесен сенатором Юрием Росляком. 

Автором законопроекта предлагалось установить в № 94-ФЗ упрощенный механизм расторжения заказчиком государственного (муниципального) контракта в одностороннем (то есть, внесудебном) порядке в случае ненадлежащего исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом. 

В настоящее время, частью 8 статьи 9 закона № 94-ФЗ предусмотрено, что расторжение контракта допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. Однако в связи с отрицательным опытом оспаривания дел о расторжении контрактов в судебном порядке, государственные (муниципальные) заказчики вынуждены инициировать процедуру расторжения контракта по соглашению сторон. Однако указанный способ расторжения договора исключает возможность включить ненадлежащего исполнителя государственного (муниципального) заказа в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с чем за указанным субъектом сохраняется право в дальнейшем участвовать в процедурах государственных (муниципальных) закупок. Введя же процедуру одностороннего расторжения госконтракта, у заказчиков появится возможность вносить недобросовестных поставщиков в «черный список». 

Как стало известно, депутатами Госдумы России 15 мая данный законопроект был принят в третьем чтении и направлен в Совет Федерации. Как указано в заключение к законопроекту правового управления Госдумы России: с 1 января 2005 года по 30 июня 2012 г. московские заказчики расторгли 36 482 контрактов по соглашению сторон и только 723 в судебном порядке, то есть из всех расторгнутых контрактов всего только 2% были расторгнуты в судебном порядке. 

Отметим, что предлагаемый механизм об одностороннем расторжении контрактов подготовлен с учетом принятого Госдумой России 44-ФЗ «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг», предусматривающего аналогичный механизм. Соответственно, в случае вступления в силу указанного изменения в 94-ФЗ, до 1 января 2013 года (дата вступления в силу 44-ФЗ о Федеральной контрактной системе) уже будет наработана соответствующая правоприменительная практика в части одностороннего расторжения контрактов.

boi-mt