Госкомпании потеснят на рынке госзакупок

11.09.2013
Госкомпании потеснят на рынке госзакупок
Минэкономразвития продолжает работать над новой системой госзакупа, в соответствии с которой госкомпаниям придется  потесниться и уступить  место  бизнесу. Нововведения коснутся и формы  проведения госзакупок.  Теперь компаниям  придется сообщать, кому именно достанется  товар, выставленный на торги.
Ну, например, захотело какое-то ведомство  сделать заказ на большую партию канцелярских товаров, будьте добры, сообщите, кому именно пойдут заказанные ручки – бумажки. Это правило, правда, пока будет действовать только  в отношении больших  закупов.  Определять, большой это закуп или нет, будет закон (соответствующее положение будет прописано  в самое ближайшее время).  Предполагается, что  для субфедеральных и муниципальных ведомств  порог составит 100 миллионов рублей, для федеральных ведомств – 1 миллиард рублей.  Это правило станет еще одним важным дополнением к «Федеральной контрактной системе», которая придет на смену  93 ФЗ «О госзакупках» в  январе 2014 года.
Помимо этого в планах министерства внести в ФКС еще один пункт – о требованиях к планам-графикам закупок.  В сентябре-октябре Минэкономразвития намерено утвердить новое требование, в соответствии с которым все министерства и ведомства должны будут публиковать планы госзакупов  в начале каждого года. Соответствующее положение обсуждалось как   на стадии создания ФКС, так и  в контексте поручения премьер-министра Дмитрия Медведева о 15-процентном сокращении затрат на   госзакупки.  
К слову, инициатива о расширении возможностей бизнеса  в сфере госзакупа  также принадлежит именно премьеру.  Дмитрий Медведев не раз говорил о необходимости создать такие условия, которые позволят бизнесу свободно участвовать в выполнении подрядов.   Несмотря на то, что крупные корпорации  способны предложить более конкурентные цены,   малый и средний бизнес также нуждаются в  правительственном поощрении. Это пойдет на пользу  экономике страны в целом, позволит создать дополнительные рабочие места, повысить предпринимательскую активность и  конкурентность среды.
Для  того чтобы обеспечить предпринимателям доступ на рынок, необходимо сделать так, чтобы кто-то с него ушел или потеснился.  Самым простым и правильным выходом из данной ситуации является  снижение активности  компаний с государственным участием. Когда  малый и средний бизнес выйдут на рынок, они получат новый   грандиозный стимул  для развития. Ведь данный сегмент  сегодня велик, как никогда. В прошлом году  на госзакупы ушло  почти четверть ВВП страны,  что в денежном эквиваленте составило 8,3 триллиона рублей. Из них почти 7 триллионов пришлись на сектор госкорпораций.
Впрочем, ряд экспертов настроены весьма скептично  в отношении распространения новой системы на компании с госучастием, указывая на то, что многие госкомпании будут   пытаться противодействовать новой системе. Уже сейчас заметно их недовольство. В частности они ссылаются на то, что она поставит их в заведомо невыгодные условия и  приведет к раскрытию  коммерческой тайны перед конкурентами, что может  ухудшить  конкурентные позиции и даже подорвать  положение компаний на рынке.