Почему на рынке госзаказа снижается конкуренция

30.09.2013
Почему на рынке госзаказа снижается конкуренция

С недавних пор большинство проектов, связанных со сферой здравоохранения, модернизации социальной инфраструктуры, развития ЖКХ, находятся в ведомстве муниципальных и региональных властей. А исполнение госконтрактов на этих уровнях уже давно оставляет желать лучшего. Зачастую именно по причине несвоевременного финансирования контрактов эффективность таких программ снижается в два – три и более раз.

Выделяют два сценария, по которым чаще всего развиваются события. Первый подразумевает отсутствия свободных средств в бюджете к моменту проведения госзакупок. Второй – свободные средства есть, но необходимости в проведении конкурсов нет. В первом случае решение проблемы нехватки денег вынуждены брать на себя сами бизнесмены, дабы избежать срыва исполнения обязательств. Часто это приводит к тому, что они залазят в дополнительные долги, берут кредиты или выводят часть средств из своего оборотного капитала. Ни тот, ни другой вариант естественно не идет на пользу бизнесу и приводит к снижению конкуренции и повышению цен во время проведения конкурсного отбора.

В связи с этим в последнее время власти пытаются найти новые возможности для решения финансовых затруднений. Одним из наиболее популярных вариантов, который рассматривается нашими чиновниками, является факторинг. Факторгинг – это механизм, который направлен на привлечение денежных средств под уступку денежного требования. Использование данной схемы позволяет предотвратить кассовые разрывы у бизнеса, которые возникают из-за несвоевременной оплаты госконтрактов. Госслужащие уверены, что факторинговое финансирование позволит решить большинство практических вопросов, тем самым, способствуя повышению эффективности планирования и исполнения бюджета субъектов РФ.

Плюсов у факторингового финансирования действительно много. С одной стороны, оно позволяет усилить контроль за исполнением бюджета, с другой, делает систему госзакупок более прозрачной. Факторинг снижает кредитную нагрузку на субъекты РФ, способствует экономии бюджета за счет повышения конкуренции на рынке и, как следствие, снижения цен. Положительное влияние он оказывает и на предпринимательскую среду, стимулируя ее развитие и создавая равные условия для всех участников рынка.

Но, конечно, наибольшую выгоду от использования такого способа финансирования получают сами регионы, которые заинтересованы в том, чтобы проводить госконтракты в тот момент, когда в них есть необходимость, а не тогда, когда в бюджете есть лишние деньги. Местные власти являются непосредственными бенефициарами при снижении цен. Сейчас из-за низкой конкуренции регионы вынуждены постоянно переплачивать по госконтрактам. С началом массового применения факторинга эта проблема быстро уйдет в прошлое.

Примеров того, насколько хорошо работает такой механизм, очень много. В Англии на факторинг в сфере госзакупок приходится около 16% ВВП страны. В России на конец 2012 года этот показатель составлял лишь 2,6%.